Халява
В канун праздников среди пользователе скидочно-купонных сервисов. Правда большим вопросом. Купонные сайты численные обвинения в мошенничеств становятся жертвами обмана.
Сайты, где можно было купить купон и потом сэкономить в кафе, салоне красоты или на мойке машин, купить чудо-пылесос, iPhone стали появляться, как грибы после дождя. Все они работают примерно по одной и той же схеме: вы регистрируетесь на сайте, выбираете интересное предложение, покупаете купон (реальными деньгами вы не можете оплачивать, только купонами) и уже со скидкой идете в ту фирму, которая вас привлекла. Для компаний это интересно, потому что можно прорекламировать себя, привлечь новых клиентов.
Аудитория таких проектов растет, часть пользователи действительно получают скидки. Среди удачных примеров акции, где было много довольных пользователей, - возможность купить купон за 150 рублей и получить оплату за телефон в размере 300 рублей. 2000 купонов было выкуплено. Правда, поучаствовать в этом празднике щедрости мобильных операторов смогли не все, потому что сайт с купонами "лег".
Но есть и обратная сторона скидочной медали - эти сервисы в большинстве своем не отвечают за качество оказанных или не оказанных вам услуг.
Обещали постричь со скидкой 50%, а в салоне уточнили, что скидка не на стрижку, а, например, только на укладку или мытье головы. Обещали романтический ужин в суши-баре, а отнеслись, как к людям второго сорта: "А, халявщики пришли?", - и обслуживали в последнюю очередь. Таких историй в интернете много.
В Европе и США скидочные сайты стали популярны в кризис 2008 года. Вскоре эта система начала работать и в России, и вначале казалось, что она выгодна всем. Потребители получали товары и услуги по сниженной цене, бизнес - новых клиентов и рекламу, торговцы купонами - комиссию. В основе партнерства лежал простой замысел: если люди объединяются, чтобы что-то купить, то продавец может снизить для них цену - как для оптовиков. Сайт выступает в роли посредника: договаривается с компаниями о скидке для определенного числа клиентов, объявляет акцию, продает купоны, зачастую собирая и оставшуюся часть платы. Деньги перечисляют по банковским картам и через терминалы оплаты. Однако по мере вовлечения все новых и новых участников схема стала давать сбои. Скажем, этим летом 540 человек решили отдохнуть в частном пансионате подСочи - со скидкой у многих из них постоянные скидки и купоны
66,6%. Но, добравшись до места, туристы обнаружили перед воротами пансионата толпу таких же, как они, обладателей купонов: дети орут, женщины плачут, мужчины нервно курят. Мест на всех не хватило.
Нередко купонов продается так много, что записаться, скажем, к косметологу просто не получится. И особенно осторожно надо относиться к покупке товаров. Купонные сайты завалены видеорегистраторами, роботами-пылесосами, мобильниками,
смартфонами, планшетами. Почти все это - китайский ширпотреб, цены на который завышены во много раз! Даже со скидкой вы заплатите больше, чем этот товар стоит с доставкой из Китая.
"Купонщики" клянутся, что тщательно проверяют поставщиков товаров. Но это не так. Иногда даже поверхностное изучение сайтов поставщиков выявляет фирмы-однодневки, у которых нет ни адресов, ни телефонов. И когда десяткам пользователей вместо немецких пылесосов присылают сломанные китайские, предъявлять претензии некому.
У этого купонного бизнеса в России есть и еще одна специфика: "купонщики" буквально обдирают своих партнеров - их комиссия запродажу услуги со скидкой доходит до 60%. За границей берут 10-15%. В итоге с учетом скидки тот же салон красоты выручит лишь 25% от цены услуги и еще заплатит налоги.
Одной из наиболее раскрученных тем последнего времени стала ситуация вокруг продажи скидочным сервисом Bigbuzzy купо-
нов на получение новенького iPhone 4S всего за 19900 рублей. Всего было продано 7 тысяч купонов. В один из назначенных дней сервис должен был отдать эти смартфоны покупателям. Но чуда не произошло. Теперь компания предлагает вернуть деньги или
.подождать еще месяц, когда якобы и должны появиться эти аппараты. Участники рынка не понимают, где и как компания возьмет столько модных телефонов.
В общем, если компания и привезет телефоны, то они вряд ли будут официальными, считает источник в одной из дистрибуторских компаний. В нынешнем случае Bigbuzzy может приобрести нужное количество телефонов либо на сером рынке, либо белое оборудование уже в России через ритейлеров. В последнем случае они будут перепродавать купленные у сетей телефоны себе в убыток.
Ничего хорошего от этой ситуации ждать не приходится, уверены юристы. "Ситуация с купонами очень похожа на то, что компания решила получить краткосрочный заем по низкой ставке, поэтому это похоже на мошенничество. Разумеется, до дня, когда компания обещает поставить телефоны клиентам, утверждать этого нельзя, н если и после этого срока потребители не получат товар, нужно обращаться в полицию.